Это должно было произойти в 2020 году, но пандемия вынудила организацию отложить это на год. Первая биеннале в Хельсинки открылась 12 июня и завершится 26 сентября 2021 года. На острове Валлисаари, бывшей военной базе архипелага Хельсинки, биеннале предлагает бесчисленные возможности переосмыслить эти события с уважением к экосистеме и истории. мест их размещения. «Отношение к природе», «Границы и идентичность», «Время и перемены» и «Сочувствие и сообщество» – четыре макро-темы, обозначенные работами 41 финского и международного художника.
Хельсинкскую биеннале 2021 года представляет Художественный музей Хельсинки (HAM). Режиссер Майя Танинен-Маттила, директор HAM, и курируют главные кураторы HAM Пиркко Сиитари и Тару Таппола.
«То же море», название биеннале 2021 года, способствует размышлениям о понятии «взаимосвязанности» и взаимоотношениях взаимозависимости, которые привязывают людей к планете, которую они населяют. Связь, которая возникает - даже укрепляется - как только вы приземляетесь на острове, после 15-минутной поездки на пароме от Рыночной площади в Хельсинки. Короткое путешествие, знаменующее собой опыт, который сразу выходит за рамки обычного посещения музея.
Валлисаари, один из менее известных островов Хельсинки, служил военной базой и укреплением во времена Шведского королевства и Российской империи. В 19 веке здесь была военная база для пилотов, с 1946 по лето 1965 года здесь размещалась метеорологическая станция; во время Второй мировой войны на острове была размещена РЛС воздушного наблюдения немецкого производства.
Сегодня каждый уголок Валлисаари является свидетелем повторного присвоения природы над вмешательством человека. Частично открытый для публики в 2016 году, остров может похвастаться одним из самых разнообразных природных ландшафтов в мегаполисе с более чем 400 видами растений и тысячей видов бабочек. Чтобы защитить фауну и флору, некоторые районы острова по-прежнему закрыты для посетителей.
Хельсинкская биеннале – это бесплатное мероприятие, которое проходит по трехкилометровому маршруту через высокие деревья, разноцветные грибы и тихие озера. На острове до сих пор стоят здания и склады, используемые финскими силами обороны; среди них – бывший экспериментальный дом. В нем есть мебель и предметы тех времен, когда его комнаты, выходящие на море и окруженные лесом, были заселены. Здание охраняется командой специализированных инженеров, и теперь в нем хранятся произведения искусства, посвященные современным проблемам, включая перемещение населения и историческую память. Красная нить, связывающая остров Валлисаари с далекими территориями, прошлое с настоящим.
В одной из комнат представлены картины Топи Каутонена (1921 - 2011, Финляндия), работавшего на островной метеостанции в 1949 году и изображавшего окружающий пейзаж, а в другой - гипнотические фотографии Марио Рицци (1962, Италия). описание условий жизни и достойные истории беженцев из лагерей на Ближнем Востоке.
Среди представленных работ художники выполнили ряд новых заказов на конкретные объекты после посещения острова.
Инсталляция финского художника Якко Ниемеля (1959) «Набережная 6» (2021 г.) отражает катастрофические последствия изменения климата. Деревянная конструкция достигает символической высоты в шесть метров: если ледник Гренландии исчезнет, то в такой же мере повысится уровень моря.
Некоторые специальные установки устанавливаются непосредственно на существующие здания. Невозможно не заметить «Shutter Splinter» (2021 г.), монументальную работу немецкой художницы Катарины Гроссе (1961 г.), которая полностью закрыла бывшую школу острова (действовавшую с 1950 по 1980 г. и теперь непригодную для проживания из-за токсичных бактерий) в ярких тонах.
Оттенки и звуки леса и моря не только обрамляют, но и обогащают работы, демонстрируемые непредсказуемым очарованием природы. "FOREST (на тысячу лет ...)" (2012) - иммерсивная звуковая инсталляция дуэта Джанет Кардифф и Джорджа Буре Миллера (Канада). Произведение напрямую взаимодействует с лесом, сливаясь со звуком ветра, проходящего через деревья, а в некоторые живописные пасмурные дни – с тиканьем дождя.
Однако посетитель никогда не бывает просто наблюдателем. Картина Мейжу Нискала (1978, Финляндия) «Это случилось со мной, но слишком поздно» (2021) представляет собой дестабилизирующую смесь хэппенинга, паблик-арта и поэзии. Он предлагает посетителям исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним, следуя инструкциям художника в наушниках. Природный ландшафт становится мощным анестетиком и источником защиты от трагических личных размышлений о жизни и смерти.
Экологическая устойчивость занимает центральное место в Биеннале. Чтобы уважать экосистему, все работы были задуманы как «временные произведения искусства» и не оставят никаких следов на острове после завершения биеннале. Размещение каждого произведения искусства было оценено Metsähallitus и Finnish Heritage Agency с акцентом на сохранение природы и исторических зданий и в соответствии со Стратегией города Хельсинки на 2017–2021 годы; цель состоит в том, чтобы сделать Хельсинки углеродно-нейтральным к 2035 году. Кроме того, к двухгодичному биеннале была разработана экологическая программа, основанная на системе экологического менеджмента EcoCompass.
Забота и экологическая осведомленность, чувствительность к устойчивости, которые характеризуют выставленные работы и их временный характер, делают Хельсинкскую биеннале символической моделью для переосмысления этих событий в свете текущих климатических и социальных потрясений; экологически устойчивое, продуманное и неинвазивное биеннале, заставляющее нас мечтать о следующем издании.